Манила: город на реке, напоминающий Центральную Америку (Филиппины)
Надо сказать, что незадолго до Филиппин я был в Бангладеш. Здесь, в Маниле, слава богу, того ада, который в Дакке нет, хотя речка тоже грязновата, а город такой же огромный, перенаселенный и полный своих социальных драм. Путеводители пишут о Маниле как о столице, в которой, за исключением испанского форта Интрамурос, нечего смотреть. Во многом это правда: вторая мировая война не пощадила Манилу, а послевоеное руководство решило не восстанавливать старую колониальную застройку. В итоге то, что мы наблюдаем сегодня, представляет собой довольно безвкусное нагромождение серых "коробок", лишенное всякого градостроительного плана. Здесь есть отдельные, очень редкие, красивые здания, тут есть необычное китайское кладбище, но в целом эстету в Маниле нечего искать. Тем не менее, Манила - это ворота островного государства, ярче любого другого места отражающие современные Филиппины.
Первое, что бросается в глаза едва вы покидаете зданием аэропорта - "джипни", адаптированные под микроавтобусы пикапы, являющие собой гибрид джипа и черт знает чего. Сотни тысяч джипни курсиуют по Филиппинам, отчаянно загрязняя своим выхлопом и без того неважную экологию. Трудно сказать, почему в качестве городского общественного транспорта филипинцы выбрали именно джипы: у них явно большой расход горючего, они неудобные и небезопасные. На мой субъективный взгляд, простейший микроавтобус существенно практичнее во всех отношениях. Впрочем, филиппинцы - народ простой, привычный к трудностям и ценящий традиции. А джипни - это больше, чем традиция, это часть их истории -
Существует несколько теорий того, почему джипни стали толь популярны. Некоторые считают, что покидая Филиппины, американская армия подарила местным тысячи джипов, которые филиппинцы переделали в "джипни". По другой версии, джипни никакого отношения к американцам не имеют, и всегда собирались местными мануфактурами с ипользованием, разве что, американских двигателей.
Сами владельцы джипни видят свои забавные колымаги кем угодно, только не "джипами", смотрите сами, какие марки они "лепят" на радиаторы своих вороных коней: Isuzu, Mercedes и так далее -
Одного не отнять: владельцы джипни любят свою машину, украшают ее от души, каждый автомобиль уникален -
Внутри джипни тесно и очень душно, людей набивается от полутора десятков до 25-30 человек в час пик.
Для разнообразия, помимо джипни мы передвигались по Маниле на электропоезде, пересекающем весь город с севера на юг. Отличный и явно недооцененный туристами вид транспорта, по линии движения которого расположены все достопримечательности Манилы, плюс почти все автобусные станции, плюс даже аэропорт (от последней станции электрички до аэропорта - пара километров) -
Как уже говорилось выше, за пределами Интрамуроса очень мало что указывает на "Париж Азии", как ее называли до 1945 года и американских бомбардировок. Отдельные красивые здания -
В Маниле немало китайцев, живущих в неизменном "Чайнатауне" -
Честно скажу, меня Чайнатаун не впечатлил. Довольно серо и скучно. Особенно, после Гонконга.
В парках специальные люди помогают ловить вшей -
Терапевтический и расслабляющий массаж -
Та самая почта, о которой мы выше говорили -
Парк Ризаль -
Испанский католический собор, чудом сохранившийся после войны -
Уличный баскетбол -
Наверное вы спросите, а почему пост называется: "Город на реке, напоминающий Центральную Америку"? Дело в том, что от ощущения, что все это я уже видел - не мог избавиться. Такой же типаж людей, такой же климат, такой же менталитет, такая же архитетура... одним словом, кто бывал в Никарагуа или даже просто на Кубе - меня поймет.