Истории на колёсах
Любое путешествие на колесах - опаснj! Забытая карта "Сильпо", проколотые шины, переоценка ценностей, сексуальные маньяки - все это (кроме первого пункта) может настигнуть любого водителя и его пассажиров... в кино. А иногда и в жизни... Поэтому лучше знать больше о лентах, сделанные в жанре road-movie. Знание + впечатление еще никому не помешали!
Чтоб было понятно: Роуд-муви (англ. road movie - "дорожное кино") - фильм-путешествие, герои которого находятся в дороге.
Как наиболее киношная страна мира (не считая Индии)))), Америка является родоначальником жанра дорожных фильмов. Герои европейских лент больше любят отсиживаться с разговорами в конкретных местах... Зато американцам неймется - они все решают в пути. Базарят, убивают, чпокаються...
![]() |
Кажеться, что с 60-х годов прошлого века путешествие в том или ином киновиде присутствовало в каждой второй американской картине. Начиная с известной комедии "В джазе только девушки"(1959) с Мэрилин Монро и заканчивая свежим триллером "Космополис" (2012). В одном случае переодетые мены бежали поездом в составе девичьего оркестра (о, мечта!), а в другом - молодой и красивый миллиардер (которого играет звезда "Сумерек") в течение суток передвигается манхэттенскими пробками, встречая кучу жизненных и финансовых разочарований. Так ему и надо, буржую!... Поделом.
![]() |
![]() |
Существует версия, что жанр роуд-муви не случайно возник именно в Штатах. Там за полтысячелетия куча беглецов из разных земель собралась. Можно так сказать, что люди эти живут с шилом в ягодицах. Все им неймется, не найдут никак себе места... Вот и кино соответствующее им по вкусу. Путешествующее. В нем герой / герои должны пройти внутренний путь - из точки А в точку Б... Таков закон драматургии. И дорожное кино идеально подходит для выполнения этого практически школьного упражнения.
Для многих режиссеров дорога является замечательным символом. В том плане, что не имеет конца. Отдельные киношные финалы откровенно намекают на это. Случается, что перед титрами главного героя ожидает смерть... а уже дальше бесконечность.
Словом, для философских рефлексий лучших вариантов, чем роуд-муви не найти. Из них, собственно, и начал свою карьеру сейчас уже мэтр мирового кино Джим Джармуш. Всего за 90 000 американских тугриков он снял "Более странно, чем в раю"(1984) - о том, как молодняк отправился в путешествие по Америке. С немного странного фильма (а в Джармуша все такие))) можно понять, что такое положение царит не только в донецком регионе.
![]() |
Драматические фильмы - то есть те, которые, ну совсем без драк, стрелялок... короче говоря - без экшна - редкость в жанре дорожной кинотематики. Тем не менее, знаковая картина для поколения рок-н-ролла, хиппи и любителей свободного секса "Беспечный ездок"(1969) стала прорывной для целой, как говорят на УТ-1, плеяды актеров, а также определяющей для развития самого жанра road-movie. 340 000 зеленых, вложенных в ленту, - отбились в почти 200 раз! Еще бы - главные ее герои пили, курили, нюхали и еще при этом путешествовали так, что аж "гай шумив"... Американский гай.
Между прочим, табак-зеленец в фильме самый настоящий. Курево для казаков, так сказать...
![]() |
Триллеры вместе с боевиками, замешанные с помощью роуд-муви - бездонный колодец для сценаристов и режиссеров. Потому что в пути может произойти что угодно... Это знает любой автолюбитель... Даже тот, которій только раз в жизни выезжал из своей деревни в райцентр. В реальной жизни остановка машины упитанным гаишником - уже приключение! Что тогда и говорить о различных отбросах, маньяках и просто хладнокровных убийцах... Герой фильма "Попутчик" (1986), человек, который сеет смерть на своем пути - это, так сказать, образец этого жанрового участока.
![]() |
Фантастичнее роуд-муви дает вообще безграничные возможности... Можно махнуть куда угодно и на чем угодно. Кто-то, как герой саги "Назад в будущее" (1985-1990), гоняет в прошлое как в супермаркет "Сильпо" за нежинскими огурцами на гипер-шнипер-каре, а кто-то - как Люк Скайуокер из "Звездных войн" (1977-2014) - шатается по галактике на космолете в поисках силы джедая и родного отца, которій совсем увяз, бедолага, на темной стороне силы.
![]() |
А еще есть комедии в жанре роуд-муви... Но болтать - только время тратить! Кино лучше смотреть, чем рассказывать о нем. Поэтому для первого раза достаточно. Продолжение следует...
О авторе
![]() |
Сергей Неретин – киновед, телепродюсер, журналист и режиссер. Любит кино, путешествия и секс.